Сказкотерапия - психотерапия сказками и фантастическими историями
Методические рекомендации к использованию в работе с детьми и подростками авторских сказок Андрея Скворцова
В настоящее время сказкотерапия как метод работы с детьми и подростками широко используется в практике педагогов и психологов.

Сказкотерапия – это самый древний способ психотерапии, который возник, скорее всего, как только люди научились говорить. С помощью сказок передавались знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, основные жизненные сценарии и много другой важной информации.
Сказкотерапия – это психотерапия реальными либо выдуманными сюжетами - сказками и фантастическими историями. Работа со сказкой позволяет детям обрести чувство психологической защищенности в повседневной жизни дает возможность проиграть основные бытовые ситуации в «защищенном режиме», более глубоко разобраться в себе, активизировать внутренние ресурсы психики.
Сказкотерапию взрослые часто воспринимают как исключительно детскую терапию, не подходящую для взрослых. На самом деле для сказкотерапии нет ограничений по возрасту: изучение сказок приумножает богатство психических переживаний и душевных открытий. «Благодаря сказкам можно наилучшим образом изучать сравнительную анатомию человеческой психики», – заметил однажды К. Г. Юнг.
Сказкотерапия – это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно исцелить душу. Но можно добиться и обратного результата, если психотерапевт не сможет направить процесс изучения сказки в желаемое русло или если акценты будут поставлены не на желаемые ценности.
Сказки Андрея Скворцова отражают идею противоборства добра и зла на земле. Эта идея основная и явная, лежащая на поверхности. Но в каждой сказке заложено еще несколько как нравственных, так и безнравственных смыслов (идей), незаметных при поверхностном взгляде. Все сказки неоднозначны. Необходимо предвидеть, предугадать мысли и чувства, которые будут переживать дети и особенно подростки, слушая эти сказки.
Прежде чем начинать работать со сказками Андрея Скворцова (как и с любыми другими), мы настоятельно рекомендуем изучить технологию сказкотерапии. Последовательность изучения сказок, подробный анализ мотивов героев, основные вопросы, которые надо задать и обсудить с детьми и подростками, подробно описаны в книге замечательного сказкотерапевта Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии» (СПб.: Речь, 2001). Здесь же мы коснемся только основных моментов анализа.
Принципы работы со сказками:
- Осознанность – т. е. установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях через ответы на общие вопросы: Что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это происходило? Зачем это ему было нужно?
- Множественность – понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
- Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация представляет собой некий жизненный урок.
Акценты в процессе работы над сказками ставятся:
- на основную тему – что хотел передать автор с помощью сказки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить;
- на мотивы поступков героев – какова видимая и скрытая мотивация героев;
- на способы преодоления трудностей – как герои преодолевают трудности;
- на отношение героев к окружающему миру и к самим себе, они разрушители или созидатели по отношению к другим персонажам и к миру в целом;
- на актуализированные чувства – какую эмоциональную реакцию вызывает у героев определенная ситуация и почему;
- на образы и символы в сказке – какие способы поведения демонстрирует каждый герой сказки, какие дает уроки.
Сказки Андрея Скворцова можно использовать в работе с детьми начиная со старшего дошкольного возраста. При этом следует учитывать особенности детской группы – степень подготовленности ребят данной работе, уровень развития интеллекта, способность к образному и абстрактному мышлению, умения анализировать. Важно учитывать время интеллектуальной работоспособности дошкольников, и в связи с этим некоторые сказки следует разделить при чтении на две части, а возможно, и на два занятия.
Мы предлагаем свои варианты работы с предложенными сказками, и это скорее рекомендации, чем «жесткий» конспект. Специалист, решивший использовать сказки Андрея Скворцова, должен помнить о цели, которую он ставит перед собой, работая с конкретной группой, о динамике развития группы в процессе обсуждения сказки, о необходимости на заключительном этапе работы вселить в детскую душу оптимизм, надежду на лучшее, стремление к преодолению трудностей.
Психологи высшей квалификационной категории
Государственного образовательного учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Центра психолого-медико-социального сопровождения
Калининского района Санкт-Петербурга
БЕРЕЖНАЯ Наталья Федоровна
НИКИФОРОВА Екатерина Михайловна